Фонд "ВЭБ Инновации": инвесторам нужны честные предприниматели

О факторах успеха переговоров предпринимателя с инвестором рассказала в интервью РИА Новости директор по инвестициям фонда "ВЭБ Инновации" Анна Ненахова.
Анна Ненахова, директор по инвестициям фонда ВЭБ Инновации


Один из дней проходящего в Москве акселератора Generation S был полностью посвящен проблемам сотрудничества стартапера и инвестора. Эксперты знакомили участников мероприятия – полуфиналистов конкурса "Бизнес инновационных технологий" (БИТ-2013) – с тем, как найти подход к нужному человеку, выстроить взаимоотношения с ним, добиться успеха проекта и не лишиться интеллектуальной собственности.

О том, в чем заключаются особенности выбора инвестора, с чего стоит начать, какие ошибки обычно допускают стартаперы и каковы дополнительные факторы, обеспечивающие успех переговоров, в интервью корреспонденту РИА Новости рассказала директор по инвестициям фонда "ВЭБ Инновации" (Группа Внешэкономбанка) Анна Ненахова.

– Как должен вести себя основатель стартапа на этапе привлечения инвестора?

– Первое, с чего нужно начать, – понять, какая инвестиционная потребность существует в проекте, сформулировать предложение для инвестора и идти в "бой". До этого момента любые попытки общения с инвесторами отнимают лишь время у обоих сторон и, как правило, не приводят ни к какому результату. Очень часто можно услышать, что предприниматели общаются с инвесторами, чтобы понять, как и куда им дальше развиваться. Но, на мой взгляд, для понимания этого есть множество мероприятий: бизнес-инкубаторы, акселераторы, менторские программы и так далее.

Если инвестиционная потребность есть, то второй шаг – изучение потенциального инвестора. Сейчас из лидеров всего потока рассматриваемых нами проектов (около 5-10 в неделю) только половина стартаперов знают, какой у фонда инвестиционный фокус, из каких компаний  состоит его портфель. Остальные просят рассказать на первой встрече о фонде; думаю, что открыть yandex.ru и сделать запрос по названию фонда не займет много времени, но принесет свои плоды и сэкономит время, в первую очередь, предпринимателя.

– Как можно изучить инвестора? 

– Кроме интернет-сайта и поисковых запросов, о которых я уже упоминала, посмотрите на портфельные компании инвестора, попробуйте выйти на них и спросить о специфике работы фонда. Снимите трубку телефона и просто позвоните знакомым, возможно, кто-то имел опыт работы и сможет дать отзыв. Очень полезно читать интервью с сотрудниками фонда, как правило, они все публичные люди. При интервьюировании сотрудники фондов всегда более подробно, чем, скажем, на сайте, излагают требования к проектам, а также дают много другой полезной для предпринимателя информации.

 Помимо этого, основателям стартапа стоит пообщаться с предпринимателями, которым по каким-то причинам в финансировании отказали. Рынок очень узкий, я думаю, что все перечисленное можно реализовать без особых проблем.

– Какие ошибки чаще всего допускают основатели стартапов – фаундеры  – в диалоге с инвестором?

– Самая страшная ошибка – это отсутствие открытости. Если команда приходит к инвестору и начинает говорить "а это мы вам не скажем", "а вот это носит конфиденциальный характер" и "это тоже секрет", то всегда возникает резонный вопрос – а зачем вы пришли?  Но еще грубее ошибка, когда искажают факты. Сравнительно недавно мы с командой предварительно одобрили проект, который к нам пришел с посылом, что они уже прошли инвестиционный комитет Фонда Х (со-инвестирование для нас является принципиальным условием). Мы начали проводить свою экспертизу, но тут я случайно встретилась с сотрудником из Фонда Х, который с недоумением опроверг информацию о принятии инвестиционного решения по этому проекту. После чего у нас даже в мыслях не было выяснять причины, почему стартап приукрасил статус общения с другим инвестором.

Отсутствие четко сформулированного предложения для инвестора, о котором я говорила выше, это тоже своего рода ошибка, которая влияет и на длительность переговоров, и на их качество.

Самой распространенной ошибкой также являются высокие амбиции предпринимателей по оценке своего бизнеса и негибкость позиции при структурировании сделки. Инвестор – это дорогое удовольствие, ему нужны и доля в компании, и место в совете директоров, и право вето по стратегически важным вопросам. Предприниматели должны быть готовы к тому, что на компанию может потенциально оказывать влияние третье лицо в виде инвестора. Потенциально – потому что каждый инвестор мечтает о такой сделке, когда он вкладывает деньги, а затем все идет по плану, и его участие минимально.

 – Какие еще факторы влияют на успех совместной работы инвестора и стартапера?

– Большую роль играет психологический фактор. Работа с любым партнером должна быть психологически комфортной. Поэтому при выборе инвестора также необходимо обратить внимание на его личные характеристики и эмоциональную совместимость. Общение в будущем должно вызывать только положительные эмоции и пробуждать оптимизм. При реализации проектов редко когда все идет без "запинки" (если такое вообще бывает).  Совместная работа инвестора и фаундера – это иногда очень трудная деятельность в очень экстремальных условиях (деньги заканчиваются, клиентов нет, да еще  технологические проблемы). Поэтому между ними должно быть абсолютное доверие и психологический комфорт.

После предоставления инвестиций мы к каждому проекту подходим индивидуально: одним помогаем наладить необходимые бизнес-контакты, другим ищем инвесторов, а есть и те компании, которые пока не нуждаются в нашей помощи, и мы выступаем пассивным инвестором с функцией мониторинга, отслеживаем, что все происходит по позитивному сценарию. Другими словами, мы стараемся помочь нашим проектам во всех вопросах, в которых они нуждаются и которые находятся в нашей компетенции.


Источник: РИА Новости

Только цифры
В «млн. руб.» и не более 100
Не более 200 символов
Не более 100 символов
Отмена